Проект Нормативов Образования Отходов и Лимитов на их Размещение (ПНООЛР)
Труднопроизносимая аббревиатура "ПНООЛР" хорошо знакома каждому экологу, но ничего не говорит обычному непосвященному гражданину. Она означает "Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение". Другой вариант сокращенного названия – "Проект НООЛР". Эти проекты входят в группу экологических проектов, среди которых также том пдв.
Согласно ст. 18 Федерального Закона РФ «Об отходах производства и потребления» (№ 89-ФЗ), индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) разрабатывают данный проект.
Целью разработки данного проекта нормативов является утверждение лимитов размещения отходов и получение разрешения на размещение отходов в соответствии с требованиями «Временных правил охраны окружающей Среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации» от 1994 года Минприроды РФ. Конечным документом, разрабатываемым на основе ПНООЛР, являются лимиты на размещение отходов.
Для того чтобы понять, нужно ли Вашей организации иметь ПНООЛР следует ответить на вопрос: образуются ли в результате вышей деятельности отходы? По большому счету, в любой организации – будь то завод, торговый центр, офис или салон красоты - в ходе работы происходит образование некоторое количество отходов: прежде всего, бытовых отходов (ТБО) - бумажного и пластикового мусора, отходов от уборки помещений, органических отходов различного происхождения, и т.п.
Однако, на основании п.3 ст.18 Федерального закона РФ «Об отходах производства и потребления» (№ 89-ФЗ) субъекты малого и среднего предпринимательства предоставляют в Росприроднадзор отчетность по образованию, обезвреживанию, использованию и размещению отходов в уведомительном порядке. Условия предоставления отчетности по отходам регламентированы Приказом МПР РФ №30 от 16 февраля 2010 г. "Об утверждении порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)". Отчетность предоставляется отчитывающимся субъектом малого и среднего предпринимательства ежегодно в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора или направляется в его адрес по почте с уведомлением и описью документации, для данных субъектов хозяйственной деятельности разработка проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не требуется (разумеется, при этом на предприятии должно осуществляться безопасное накопление отходов до передачи специализированным организациям и последующей транспортировки/обезвреживания/размещения).
При этом предприятия малого и среднего бизнеса должны понимать, что отсутствие необходимости разрабатывать проект ПНООЛР не освобождает их от обязанности вносить экологические платежи за негативное воздействие на окружающую среду (к такому воздействию относится и размещение отходов на полигоне ТБО). А при отсутствии ПНООЛР у предприятия не будет установленного лимита на отходы, то есть платежи за негативное воздействие им прийдется платить по увеличенным тарифам. Выбрать оптимальный вариант (разрабатывать ли проект НООЛР или платить по увеличенным тарифам без проекта НООЛР) поможет специализированная проектная организация (в зависимости от вида деятельности Вашей организации и количества образующихся отходов).
Для некоторых компаний и предприятий возможна упрощенная форма проекта НООЛР. Для этого должны соблюдаться следующие условия:
- количество образовавшихся отходов в сумме не должно превышать 150 тонн в год;
- не должно образовываться отходов I и II класса опасности (кроме люминесцентных ламп) (Для отнесения конкретных отходов к классу опасности для окружающей природной среды следует пользоваться «Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды», утвержденными приказом МПР РФ от 15 июня 2001 г. N 511),
- отходы III класса опасности (такие как - отработанные автомобильные масла; обтирочный материал, загрязненный маслами или нефтепродуктами, отработанные масляные фильтры и т.п.) не должны превышать 5% от всего объема отходов.
Отдельно стоит упомянуть отработанные люминесцентные лампы. Этот безобидный, на первый взгляд, отход содержит в себе ртуть – вещество I класса опасности. Поэтому на каждом предприятии по действующим нормам должно быть организовано безопасное накопление отработанных люминесцентных ламп, а также их учет, и последующая передача специализированным организациям обезвреживание. Впрочем, наличие одних только люминесцентных ламп не обязывает предприятие разрабатывать ПНООЛР в полном объеме – достаточно лишь соблюдать правила их сбора и утилизации.
Если вы выяснили, что для вашего предприятия все же необходима разработка ПНООЛР, дальнейшие действия могут быть такими:
1) игнорировать эту необходимость и исправно вносить пятикратные платежи за воздействие на окружающую среду, а также многочисленные штрафы за экологические правонарушения;
2) попытаться разработать проект силами собственных специалистов, причем необходимо заказать в аккредитованной лаборатории анализы некоторых видов отходов, а также проводить все необходимые согласования в Росприроднадзоре, с последующими доработками и исправлениями проекта;
3) заказать разработку проекта НООЛР в специализированной экологической организации.
Последний вариант развития событий предусматривает то, что Вам придется обратиться за оказанием данной услуги фирме-разработчику проекта. Однако при этом сокращаются сроки разработки ПНООЛР, а согласование проекта в государственных структурах проходит легче и быстрей. К тому же специалисты-экологи (в специализированных организациях есть и экологи-аудиторы) могут рекомендовать вам некоторые мероприятия по уменьшению платежей за экологические воздействия и по сокращению количества образующихся отходов, что в целом позволит вам существенно сэкономить на экологических платежах и штрафах.
Срок действия проекта – 5 лет при условии неизменности производственного процесса, а также перечня и количества используемого сырья, так если в деятельности организации не происходит существенных изменений, то нормативы размещения отходов ежегодно продлеваются путем составления технических отчетов о неизменности сырья и производственных процессов (продлить лимит можно и обратившись в специализированную проектную организацию).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА ПНООЛР
Нормативными документами, устанавливающими порядок разработки и утверждения нормативов образования и лимитов размещения отходов, являются:
Приказ Минприроды России от 25.02.2010 № 50 "О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение"
Приказ Ростехнадзора от 19.10.2007 N 703 "Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение"
Приказ Минприроды России от 02.12.2002 N 786 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов"
Проект включает в себя следующие разделы:
1. Аннотация. В "Аннотации" указываются: общие сведения о количестве (массе) отходов, образующихся у индивидуального предпринимателя или юридического лица, с указанием их класса опасности для окружающей среды, общее количество площадок (мест) временного накопления отходов, краткая информация о планируемых мероприятиях в области обращения с отходами.
2. Введение. Во "Введении" представляется перечень основных документов, на основании которых проводилась разработка проекта нормативов образования отходов.
3. Общие сведения об индивидуальном предпринимателе или юридическом лице.
В данном разделе указываются:
* фамилия, инициалы и паспортные данные индивидуального предпринимателя или полное наименование юридического лица; юридический адрес и фактический адрес; ИНН, коды ОКПО, ОКОНХ; адрес электронной почты; номера телефонов, телефакса;
* фамилии и инициалы руководителя юридического лица и ответственных исполнителей Проекта (с указанием должностей);
* в случае привлечения для выполнения проекта ПНООЛР сторонней организации в сведениях об исполнителях рекомендуется указывать наименование организации, проводившей разработку проекта; ИНН, коды ОКПО, ОКОНХ предприятия - разработчика проекта; юридический адрес предприятия - разработчика проекта; номера телефона, телефакса; фамилии и инициалы ответственных исполнителей, исполнителей и соисполнителей;
* вид основной деятельности; количество промышленных площадок и места их расположения; численность сотрудников;
* перечень структурных подразделений, основных и вспомогательных производств, цехов, участков;
* основные производственные показатели работы, объем выпускаемой продукции в фактическом выражении;
* наличие полигонов, хранилищ отходов, находящихся на балансе;
* реквизиты земельных и учредительных документов;
* размер площади землепользования: застройки, общей, озеленения, санитарно-защитной зоны (СЗЗ);
* здания и сооружения, расположенные на промышленных площадках;
* арендаторы, их названия, юридические адреса, род их деятельности, численность работающих; при наличии более пяти арендаторов сведения о них выделяются в отдельный раздел "Сведения об арендаторах".
В состав раздела обычно входит карта-схема расположения предприятия с нанесенными координатами. На карту-схему наносятся расположение зданий и сооружений предприятия, места размещения отходов, дается экспликация зданий, сооружений и мест (площадок) размещения отходов, указываются координаты площадок размещения отходов.
4. Характеристика производственных процессов как источников образования отходов.
В разделе "Характеристика производственных процессов как источников образования отходов" приводится краткая характеристика технологии производства и технологического оборудования, в процессе использования которых образуются отходы. Сведения представляются в текстовой форме или в виде блок-схем производственных процессов по каждому участку.
В последнем случае, каждая блок-схема должна содержать в виде отдельных блоков:
* производственные операции;
* источники поступления сырья, материалов, заготовок и иное;
* получаемую в результате продукцию (данного участка);
* образующиеся отходы;
* операции дальнейшего обращения с отходами (с указанием, куда именно они поступают).
5. Паспорт опасного отхода с указанием кода отхода согласно Федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО). В разделе "Паспорт опасного отхода" приводятся сведения, содержащиеся в паспорте опасного отхода, с указанием кода отхода согласно Федеральному классификационному каталогу отходов. При отсутствии паспорта опасного отхода в данном разделе дается обоснование отнесения опасного отхода к классу опасности для окружающей природной среды в соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, а также представляются сведения об опасных свойствах отходов.
6. Перечень, состав и физико-химические характеристики отходов, образующихся в результате деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица. При наличии регистрации отходов в Федеральном классификационном каталоге отходов в этом разделе указывается соответствующий код. В случае отсутствия такой регистрации в этом разделе приводятся данные об источниках образования отходов, перечень, состав и физико-химические характеристики отходов в соответствии с ниже приведенной таблицей: Перечень физико-химическая характеристика и состав отходов за 20__ год
7. Расчет и обоснование нормативов и количества образующихся отходов. В этом разделе представляются расчеты нормативов образования по каждому виду отходов.
Расчет выполняется на основании:
* материально-сырьевого баланса;
* удельных отраслевых нормативов образования отходов;
* расчетно-аналитического метода;
* экспериментального метода;
* сведений о фактическом образовании отходов для вспомогательных и ремонтных работ (среднестатистические данные за последние три года);
* справочных таблиц удельных нормативов образования отходов.
Результаты расчетов по каждому виду отхода представляются в табличном виде. В примечаниях приводят по каждому виду отхода ссылку на соответствующие источники сведений, а также на приложения, удостоверяющие те или иные количественные показатели. В том случае, когда расчет по тому или иному виду отхода осуществляется на основании данных о материально-сырьевом балансе, в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение включается раздел "Материально-сырьевой баланс" по форме ниже приведенной таблицы: Баланс массы отходов за отчетный период. Для индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, основной деятельностью которых является сбор и переработка отходов от сторонних организаций и граждан, в этом разделе в обязательном порядке представляется таблица материально-сырьевого баланса, отражающая объемы принимаемых отходов, процессы их переработки и выход продукции (получение вторичных отходов).
8. Схема операционного движения отходов. В данном разделе приводятся данные по образованию, использованию отходов, по передаче отходов другим организациям с целью переработки, обезвреживания и/или захоронения, указываются адреса и реквизиты поставщиков и потребителей отходов по форме нижеприведенной таблицы: Схема операционного движения отходов
9. Характеристика мест временного хранения (накопления) отходов у индивидуального предпринимателя или юридического лица, обоснование количества временного хранения (накопления) отходов у индивидуального предпринимателя или юридического лица и периодичности вывоза отходов. В этом разделе представляется информация о накоплении отходов в местах их организованного хранения по форме ниже приведенной таблицы: Характеристика мест хранения (накопления) отходов у индивидуального предпринимателя или юридического лица.
Для определения оптимальной периодичности вывоза отходов в проекте ПНООЛР включаются следующие сведения:
* перечень документов, на основании которых производится расчет предельного количества хранения отходов и периодичности их вывоза на специализированные объекты для переработки, обезвреживания или захоронения;
* наличие транспорта для перевозки отходов.
10. Характеристика установок и технологий по переработке, обезвреживанию отходов, имеющихся у индивидуального предпринимателя или юридического лица.
В этом разделе приводятся:
* проектные характеристики установки;
* фактический объем переработки;
* номенклатура перерабатываемых или обезвреживаемых отходов;
* характеристики вторично образующихся отходов.
11. Сведения об объектах размещения отходов. Этот раздел обязателен для индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, имеющих на своем балансе или осуществляющих эксплуатацию объектов захоронения или длительного хранения отходов (полигоны, шламохранилища, хвостохранилища, иловые карты, золоотвалы и т.д.). Характеристика объекта размещения отходов представляется по форме утвержденной Приказом МПР России №829 от 11.09.03 "О ведении государственного реестра размещения отходов".
12. Сведения об организации наблюдения за состоянием окружающей природной среды на объектах размещения отходов, принадлежащих индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу.
В этом разделе приводится информация о мероприятиях по наблюдению за состоянием окружающей среды на объектах (местах) хранения, захоронения отходов и о периодичности их осуществления по ниже приведенной форме: Мониторинг состояния окружающей среды в местах хранения (накопления) и (или) объектах захоронения отходов
13. Сведения о противоаварийных мероприятиях.
12. Сведения о мероприятиях, направленных на снижение влияния отходов, образующихся у индивидуального предпринимателя или юридического лица, на состояние окружающей среды.
15. Предложения по лимитам размещения отходов.
16. Приложения.
В Приложении представляются следующие материалы:
* документы, подтверждающие данные материально-сырьевого баланса и производственных показателей;
* документы, подтверждающие намерение на размещение отходов на специализированных объектах, передачу (или получение) отходов с целью их использования в качестве вторичного сырья, сбор и транспортировку отходов (например, копии договоров);
* копии отчетной документации о фактах приема и передачи отходов;
* карта-схема промышленной площадки с указанием объектов размещения отходов.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОТСУТСТВИЕ ПРОЕКТА ПНООЛР
Федеральный закон РФ №89-ФЗ от 24 июня 1998 г.
"Об отходах производства и потребления"
Принят: Государственной Думой 22 мая 1998 года
Одобрен: Советом Федерации 10 июня 1998 года
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Временные правила охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в РФ (Минприроды РФ 1994 г.)
1. Общие положения
1.1. Правила распространяются на предприятия, объединения, организации, учреждения, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, физических лиц, а также на иностранных юридических и физических лиц (далее именуются - природопользователи), осуществляющих любые виды деятельности на территории РФ, в результате которых образуются, … складируются … отходы производства и потребления.
1.2. Правила предназначены для регулирования отношений между исполнительными органами власти, природопользователями и специально уполномоченными государственными органами по охране окружающей среды и охватывают все виды деятельности, связанные с образованием,… хранением … отходов…
2. Экологические требования по обращению с отходами производства и потребления
2.1. Природопользователь обязан: - … оформлять разрешение на размещение отходов независимо от того, на собственном объекте размещаются отходы или арендованном.
3. Нормирование размещения отходов производства и потребления
3.1. С целью обеспечения экологических требований законодательства РФ для природопользователей устанавливаются предельные нормы на образование и размещение отходов…
3.5. Природопользователь обязан разрабатывать и представлять для утверждения в территориальный орган Минприроды России согласованные с территориальным органом Госсанэпиднадзора России проекты нормативов предельного размещения отходов …
4. Порядок установления лимитов размещения отходов производства и потребления …
4.2. В соответствии с Постановлением Правительства РФ … лимиты размещения отходов устанавливают место их размещения, предельные размеры выделяемой площади (объемов отходов) для складирования и захоронения, способы и условия размещения отходов и другие показатели, связанные с предотвращением или ограничением отрицательного влияния отходов на состояние окружающей природной среды и условия жизни населения.
4.3. Лимит размещения отходов - это объем (масса) отходов, который допускается размещать в установленный период времени. Он определяется исходя из норм расхода сырья и материалов с учетом планируемого объема производства продукции, за вычетом планового объема (массы) отходов, используемых в качестве сырья и материалов в соответствии с программами по использованию отходов, или переданных сторонним природопользователям в качестве сырья и материалов, с учетом мероприятий по сокращению объемов (массы) образования отходов и возможности экологически приемлемого размещения отходов данного наименования.
4.5.Обеспечение согласования и утверждения лимита размещения отходов вменяется в обязанность природопользователя.
4.6. Для установления лимитов размещения отходов природопользователь должен представить на согласование и утверждение … результаты расчетов проектов лимитов и планы мероприятий по их достижению.
5. Порядок выдачи разрешений на размещение отходов производства и потребления
5.1. Выдача природопользователю разрешений на размещение отходов на специально предназначенных для этого объектах производится территориальным органом Минприроды России по типовой форме.
5.2. В разрешении устанавливается объем (масса) размещения отходов на конкретных объектах, сроки хранения и другие условия, обеспечивающие охрану окружающей среды и здоровья человека. Количество отходов, разрешенное к размещению, устанавливается с учетом утвержденных природопользователю лимитов размещения отходов, планов мероприятий по их достижению и характеристики объектов для размещения отходов.
6. Экологический контроль в системе обращения с отходами
6.1. Прием от природопользователя отходов на размещение без наличия у него соответствующего разрешения запрещен ...
6.2. … при размещении отходов без соответствующего разрешения территориальные органы Минприроды России вправе предъявить природопользователю исковые претензии, руководствуясь действующим законодательством.
7. Административная ответственность за несоблюдение требований обращения с отходами
7.1. Должностные лица и граждане, учреждения, организации и предприятия независимо от организационно - правовой формы, виновные в нарушении экологических требований законодательства Российской Федерации, выразившемся в: - осуществлении деятельности по обращению с отходами без разрешения; - получении и передаче отходов без оформленной в установленном порядке документации; - отказе в предоставлении или представлении неполной, искаженной документации (информации) по обращению с отходами; … подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке …
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (№ 195 ФЗ - 2001 г.)
Глава 8:
Ст. 8.1. Несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов (штраф на юридических лиц - от 50 до 100 МРОТ).
Ст.8.2. Несоблюдение экологических и санитарно - эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления (штраф на юридических лиц - от 50 до 100 МРОТ).
Ст. 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации (штраф на юридических лиц - от 100 до 200 МРОТ).
Ст. 8.13. Нарушение правил охраны водных объектов
4. Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение (штраф на юридических лиц - от 300 до 400 МРОТ).
Ст. 8.12. Нарушение правил водопользования Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты (штраф на юридических лиц - от 100 до 200 МРОТ).
Ст. 8.21. Нарушение правил охраны атмосферного воздуха Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения (штраф на юридических лиц - от 400 до 500 МРОТ).
Команда ЦНТУ в области рыбного хозяйства и природопользования грамотно и выгодно поможет Вашему бизнесу решить все проблемы образования отходов и разработки лимитов на их размещение!